Рождество Пресвятой Богородицы - история праздника
Рождество Твоё, Богородица Дева,
радость возвестило всей вселенной:
ибо из Тебя воссияло Солнце правды —
Христос Бог наш, и, разрушив проклятие,
дал благословение, и, уничтожив смерть,
даровал нам жизнь вечную.
Тропарь 4
Она была выбрана Богом, чтобы стать матерью Спасителя, который отменит смерть, даруя людям жизнь вечную. Об этом торжестве Иоанн Дамаскин говорил так: «День Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость».
О Пресвятой Богородице, о праздновании ее Рождества и ее родителях сегодня пойдет речь.
Когда празднуется Рождество Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября по новому стилю. Этот церковный праздник относится к непереходящим, что означает его постоянную дату в календаре, ежегодно отмечаемую в одно и то же время. По православной традиции он празднуется в течение шести дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает два этапа: предпразднство и попразднство. Предпразднство — это время, предшествующее празднику, когда в богослужениях уже начинают звучать молитвы и песнопения, связанные с предстоящим событием. Попразднство представляет собой дни, следующие за праздником, после основного дня празднования, когда также продолжаются специальные богослужения, связанные с торжеством. Ознакомиться с расписанием богослужений на подворье в Сумароково можно на нашем сайте в разделе “Расписание богослужений” или по ссылке
События Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы — это знаменательный и важный день для всех христиан. В Новом Завете особенно не рассказывается земная жизнь Богородицы. А также, нет в нем и привычного нам слова “Богородица”, и матерь Божья упоминается по имени Мария: …И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус” (от Луки 1:30-33) Во второй главе Евангелия от Иоанна, Мария упоминается Матерью Иисуса: “На третий день в Кане, что в Галилее, был свадебный пир, и мать Иисуса была там” (от Иоанна 2:1)
Основным источником, на который принято ссылаться, рассказывая о жизни Богородицы, являются апокрифические тексты Иакова, написанные во II веке. В некоторых источниках говорится, что первоначальное название этих текстов было “Рождество Марии” или “Откровение Иакова”, а уже после за ними закрепилось название “Протоевангелие Иакова”.
“Протоевангелие Иакова” рассказывает нам о верующей семье из Иерусалима Иоакима и Анны. Иоаким был из рода Царя Давида, а Анна была дочерью священника. Жили супруги в любви к Богу и друг другу, соблюдая закон Божий, были щедрыми и помогали нуждающимся. Праведная жизнь Иоакима и Анны омрачалась лишь тем, что у них не было детей. Продолжая молиться Господу в течении многих лет их супруги верили, что однажды Господь услышит их молитвы и дарует им ребенка.
В один из праздничных дней прихожане, по традиции, приносили дары в местный храм, Иоаким тоже принес свои дары, но священник отказался принять у него жертву, сославшись на то, что “нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомство Израилю”. Расстроенный Иоаким, зная, что у всех мужчин в его роду, у женщин в роду Анны, которые как и они, вели благочестивую жизнь, были дети, решил Иоаким уйти в пустыню, где в строгом посте, в течение 40 дней слезно просил в молитвах Божьей помощи и благословения. Супруга Иоакима Анна тоже чувствовала себя виноватой за постигшее их горе, и в молитвах неустанно просила Господа о милости Божьей и о даровании им с Иоакимом ребенка.
И Бог услышал их молитвы. “В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца” (от Луки 1:26-56)
Ангел Гавриил явился и к молящемуся Иоакиму и возвестил радостную новость: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».
День Рождества Богородицы празднуется ровно через 9 месяцев от православного праздника - Зачатие святой Анны (22 декабря). Согласно Протоевангелию Иакова, “прошли положенные ей месяцы”, и у Иоакима и Анны родилась долгожданная дочь, которую назвали Марией. До трехлетнего возраста Мария жила в доме своих родителей, а после, родители, согласно своему обещанию, привели ее в Иерусалимский храм для воспитания. В этом храме Мария воспитывалась до своего совершеннолетия.
История празднования Рождества Богородицы
По словам современного проповедника Андрея Критского: “Настоящий праздник есть для нас начало праздников” и в этот радостный день “должна ликовствовать вся тварь, веселиться небо и радоваться земля, дерзать и играть безчадныя и неплоды. Празднуя Рождество Девы, мы радуемся Рождеству Спасителя Христа, а значит, и Его Воскресению, а следовательно, и Воскресению нашему – каждого из нас! Рождество Богородицы – это одно из звеньев цепочки, на которой подвешен Камень драгоценнейший, Камень нерукосечный, Камень краеугольный – Христос”.
Действительно, праздник Рождения Пресвятой Богородицы — радостное событие для всех христиан. Первые упоминания о праздновании Рождества Богородицы написаны у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 годы), а также в богослужебной книге Папы Геласия (492-426 годы). Но отмечать его, как самостоятельный праздник, стали только во время правления императора Маврикия в VI или VII веках. А первый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в IX веке по приказу равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
Икона Рождества Богородицы
Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века, но на иконах изображать Божью Матерь стали гораздо позже, в X веке. Изначально иконописцы изображали в центре иконы мать Марии — праведную Анну, а рядом с ней — Иоакима, слуг, женщин с дарами в руках, которые пришли поклонится будущей великой святой.
С каждым веком иконописцы уделяли большое внимание деталям, характерным для человеческой обстановки дома. И с помощью этих, казалось бы, обычных бытовых деталей художникам удалось сделать всех, кто смотрит на иконы, участниками главного события жизни Иоакима и Анны, которое, освятив дом праведников, озарило и весь мир, став главным событием в жизни каждого христианина.
Нередко икону Рождества Богородицы изображают житийной, дополняют основной сюжет важными событиями жизни, дословно описанных в предании. Такие иконы несут особый смысл: мы можем молимся, вспоминая события жизни святого. Правильно читать сюжеты нужно с левого верхнего угла, далее продолжить по верхней строке в правый верхний угол, перейти во вторую строку, и снова с левой стороны продолжить чтение сюжетов по бокам, переходя на третью строку, четвертую и т.д. и до последнего сюжета в нижней строке правого угла.
Богослужение Рождества Богородицы
Как мы писали ранее, празднование Рождества Богородицы продолжается в период с 20 сентября до 25 сентября. В течение этих дней в храмах проводятся богослужения. Ознакомиться с расписанием богослужений на подворье в Сумароково можно на нашем сайте в разделе “Расписание богослужений” или по ссылке
На Всенощной читаются паремии Ветхого Завета, объясняющие значение праздника:
- паремия видения Иакова, в котором лестница, через которую пришел Христос, представляет собой Божию Матерь, соединившую небо с землею (Бытие XXVIII, 10–17);
- паремия о закрытых вратах, символизирующих девство Марии, через которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель (из Книги пророка Иезекииля XLIII, 27; XLIV, 1–4)
- паремия о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е. Исусом Христом. Дом этот, построенный Премудростью, как прообраз Матери, Пресвятой Девы Марии, в которую вселился Господь (из Книги Притчей Соломона IX, 1–11)
Поется самое древнее песнопение праздника - тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», написанный в V—VII веках. Читаются каноны святителя Андрея Критского и преподобного Иоанна Дамаскина, стихиры патриарха Германа Константинопольского и братьев Стефана и Сергия Святоградцев.
Тропарь Рождества Богородицы
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Кондак Рождества Богородицы
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Молитвы на Рождество Богородицы
Молитва первая
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва вторая
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья
О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.
Величание Рождества Богородицы:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Вопросы к статье:
День рождения Богородицы отмечается ежегодно 21 сентября. При этом празднуется Рождество Богородицы в течение шести дней, с 20 по 25 сентября
Полное название праздника - Рождество Пресвятой Богородицы Матери Господа Иисуса Христа
Родители Богородицы - Иоаким и Анна. Иоаким был из рода Царя Давида, а Анна - из семьи священника.
Начинать чтение сюжетов следует с верхнего левого угла, продолжать по верхнему полю, после переходя на 2 строку, где сюжеты читаются по бокам слева направо, заканчивается чтение сюжетов в правом нижнем углу.
Конечно, для этого нужно ознакомиться с расписанием богослужений на нашем сайте.
Комментарии ()