Пасха: праздник праздников, торжество из торжеств
Апостол Павел во время своей проповеди постоянно держал в голове мысль: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Это утверждение является аксиомой всякого верующего, поэтому неудивительно, что праздник Пасхи стал самым первым отмечаемым событием в раннехристианской Церкви, значимость которого превосходит все другие дни в церковном календаре и до сих пор. Однако исторические корни этого праздника лежат далеко за пределами земной жизни Иисуса Христа.
История Пасхи
Ветхий Завет во всем является прообразом Нового Завета, поэтому естественным является тот факт, что во времена Закона до Рождества Христова должно было существовать событие, которое бы преобразовывало собой великое событие Евангельской истории.
Слово «Пасха», которым мы именуем праздник Светлого Христова Воскресения, происходит от еврейского слова «песах», что означает «избавление», «прохождение мимо». Этим словом было названо событие, о котором повествуется в книге Исход. Пророку Моисею было повеление от господа вывести богоизбранный народ из Египта, но фараон был против этой идеи. За это Господь послал наказание на все подвластные ему земли, которые вошли в историю под названием: «Десять казней египетских». Самой страшной была заключительная 10 казнь. Бог открыл Моисею, а через него и всем иудеям, что Он поразит всех первенцев той земли, однако помилованы будут лишь те дома, которые выполнят ряд Его предписаний.
И все произошло так, как о том поведал Моисей. Дома евреев, которые исполнили повеление Бога Израильского, были оставлены в покое, а египетские дома были пропитаны горем из-за гибели в них первенцев. И пока был плач и рыдание, то евреи спешно покинули место своего заключения и отправились в землю Обетованную. Вся эта история послужила прообразом Новозаветной Пасхи.
Но что же непосредственно случилось в конце земной жизни Иисуса Христа и почему это событие является Пасхой? Воплотившийся Логос, Вторая Ипостась Святой Троицы, выйдя на проповедь в 30-летнем возрасте открывал людям тайну Спасения на протяжении 3,5 лет. Научив их, Он идет в Иерусалим, где Ему надлежало пострадать за грехи и род человеческий, чтобы Своими страданиями избавить нас от греха, а Воскресением — от власти смерти. Это совершилось на иудейскую Пасху. Христа предали, неправедно осудили, распяли на Кресте, о всех этих событиях верующие вспоминают за неделю до Пасхи во время богослужений Страстной седмицы. И все это было необходимо, чтобы дать человеку возможность спастись.
Как тогда Пасха послужила избавлением от рабского угнетения людям, так и сейчас она является свидетельством нашей свободы от греха, тления и смерти. Избавлением от смерти первенцев служила кровь пасхального агнца во времена подзаконные, во времена же благодати источником жизни является Жертва Христова. Как тогда иудеи вкушали мясо ягненка в пасхальную ночь, чтобы прошел мимо них Ангел, убивающий первенцев, так и ныне христиане вкушают Тело и Кровь Бескровной Жертвы ради спасения души и тела.
Такое переосмысление Пасхи уже было совершено первыми христианами, о чем свидетельствуют слова апостола Павла: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Коринфянам 5:7).
Таким образом с пришествием Христа верующие христиане стали праздновать Пасху, которая имела свои корни в Ветхом Завете.
Главные пасхальные традиции и обряды
Праздник Пасхи отзывается в душе каждого верующего человека.
Ветхозаветная Пасха имела всегда переходящую дату праздника, так и православные христиане стали использовать особую методику вычисления даты Воскресения Христова. На первом Вселенском Соборе было определено отмечать Пасху в первое воскресение после первого полнолуния, которое должно быть после дня весеннего равноденствия. Этой традиции уже практически 1700 лет, которая до сих пор соблюдается во всех Поместных Православных Церквях.
Богослужения также имеют ряд отличительных особенностей, которые бывают только в этот праздник и на протяжении всей последующей недели. Самой главной отличительной чертой пасхальной службы является то, что в ней ничего не читается, а все поется. Обычные часы, состоящие из 3 псалмов, заменяются на пасхальные часы, в которых вместо обычных чтений даны пасхальные песнопения. Шестопсалмие, кафизмы – опускается, а канон целиком поется. Все это делается для того, чтобы подчеркнуть особую радость и торжественность праздника Пасхи.
Другой традицией, которая характерна для всех стран, в том числе и для России, является особый способ приветствия. Когда верующие встречают друг друга, то один из них традиционно произносит «Христос Воскресе!», а другой отвечает «Воистину Воскресе!». Этими словами мы показываем всю радость от этого события и показываем своему миру свою веру в Светлое Христово Воскресение. Впервые такой диалог будет звучать на Пасхальном богослужении.
Нельзя также обойти и традиционные блюда на праздничном столе, который бывает после Литургии. Для нашей страны на пасхальном столе обязательно присутствуют творожные пасхи, куличи и крашеные яйца.
Также есть традиция, которая особенно понравится любителям колокольного звона: верующие, если есть такая возможность в храме, могут взойти на звонницу и восславить Христа своей игрой на данном музыкальном инструменте. Расписание богослужений на нашем подворье можно посмотреть на нашем сайте в разделе Расписание богослужений, или по ссылке
Великий Пост
Говоря о традициях, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, следует также отметить, что ввиду особой значимости пасхального события верующие начинают готовиться к этому событию задолго до самого праздника. Это время подготовки в России называется Великим Постом.
Он включает в себя Святую Четыредесятницу, которая длится с понедельника первой седмицы поста до праздника Входа господня в Иерусалим, а также Страстную седмицу, которая начинается в понедельник после Вербного воскресения и заканчивается накануне Пасхи.
Святая Четыредесятница посвящена воспоминанию 40-дневного пребывания Христа в пустыне, когда Он непрестанно пребывал в посте и молитве. В течение всего этого времени верующие ограничивают себя в пище и развлечениях, а освободившееся время тратят на молитву и покаяние. Этот период наполнен особыми службами, которые отличаются от всего иного церковного года, в чем можно убедиться, посетив храм в будний день.
В каждое воскресенье Великого поста верующие вспоминают важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый.
Страстная седмица
После празднования Входа Господня в Иерусалим Церковь положила в качестве правила вспоминать все события последних дней жизни Иисуса Христа с их хронологической точностью. Так как в эти дни православные люди вспоминают все совершенные Господом Искупительные страдания, то последняя седмица, непосредственно предшествующая празднованию Пасхи, получила название «Страстной».
Великий понедельник
С этого дня начинается Страстная седмица. С этого дня во время богослужения исполняются особые песнопения, которые можно услышать только в эти дни. В Великий Понедельник Святая Церковь вспоминает событие о проклятии бесплодной смоковницы. Иисус Христос после Своего Входа в Иерусалим удаляется в Вифанию, а утром возвращается обратно в Святой Град, чтобы посетить Храм и произнести Свою проповедь. На пути Он проголодался и подошел к смоковнице, которая оказалась без каких-либо плодов. Господь произносит ей приговор за ее бесплодие, и она засыхает. Воспоминанием этого события Церковь призывает нас в последние дни Поста задать себе вопрос: а принесли ли мы сами какой-либо плод и сможем ли мы их принести Господу, когда настанет время
Придя в Иерусалимский храм, Иисус начинает там учить народ и говорит притчу о злых виноградарях. Эта притча сообщает нам о том, что после богоубийства, которое произошло тогда, и которое каждый из нас совершает собственными грехами, в душе остается пустота и одно лишь разрушение. Воспоминанием этой притчи Святая Церковь призывает еще раз переосмыслить нашу жизнь и наши действия.
Вместе с тем Церковь предлагает нам в этот день вспомнить историю ветхозаветного патриарха Иосифа, который был продан своими братьями в рабство в Египет. Где он не только канул в небытие, но и благодаря благочестию и вере стал вторым человеком после фараона, а также спас своих братьев от голодной смерти. Иосиф является прообразом страдающего и спасающего Христа.
С этого дня в храмах начинает исполняться тропарь «Се, Жених грядет в полунощи..», который мы будем слышать вплоть до Великой Среды. Также оставляются совершения дней памяти святых, чтобы сосредоточить все наше внимание на событиях последних дней жизни Иисуса вплоть до самого Его Воскресения. Также с Великого понедельника все последующие три дня будут совершаться последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На службах вместо книги Бытия и Притч Соломоновых читают тексты из книги Исхода, повествующие о страданиях богоизбранного народа и последующем бегстве евреев из Египта. И книги Иова, которые раскрывают судьбу страдающего праведника.
Они призваны убедить нас в мысли о том, что скорби не напрасны и тем самым подготовить к достойному соучастию в Искупительном подвиге Христа Спасителя.
Великий вторник
После Своей проповеди в понедельник, Христос снова удаляется в Вифанию, дабы на следующий день снова вернуться для проповеди народу в Иерусалимском храме. Это станет Его последней проповедью во время земной жизни на этом месте. Во время Своего слова ко всем пришедшим и собравшимся в тот день в храме он говорит две притчи: «О десяти девах» и «О талантах». Каждая из этих притч, входит в общее повествование Иисуса Христа о последних временах и Своем Втором Пришествии.
Этими притчами Церковь нас готовит к встрече Пасхи. Слушая отрывки из Святого Евангелия, которые предлагает Церковь к нашему последующему размышлению мы должны прийти к мысли о необходимости бодрствовать постоянно и неленностно трудиться, чтобы наши таланты и елей добродетелей мы смогли сберечь и приумножить, дабы встретить Жениха-Христа, когда Он Воскресший явится для Страшного Суда и награждения праведников.
В этот день также полагается служение Литургии Преждеосвященных Даров, чтобы каждый верующий православный христианин смог укрепить свои силы для следования за Христом через приобщение к Его Телу и Крови.
Великая среда
Богослужебные тексты третьего дня Страстной седмицы посвящены раскрытию следующих событий – умовение ног Спасителя миром и волосами, кающейся грешницы, и предательство Иуды.
Христос в ночь со вторника на среду снова пребывал в Вифании и в это время происходит два события. Христос пребывает на ужине в доме Симона прокаженного, а в Иерусалиме у первосвященника Каиафы собирается совет старейшин, чтобы разработать план, как захватить Иисуса и убить Его. Однако и в том, и в другом месте происходят удивительные события, от которых все приходят в некоторый шок. На вечере в доме Симона находится грешница, которая помазывает миром Иисуса, тем самым восполняя то, что не будет исполнено в спешке погребения Христа, а в доме первосвященника ученик Иисуса предает на смерть Своего Учителя. Святой Иоанн Златоуст по случаю этого дня сказал:
Призывая нас к воспоминанию событий Великой среды, Церковь не только хочет показать как грех может перестроить все человеческое существо и мировоззрение, но и показать возможность покаяния для каждого из нас.
В этот день в последний раз служится Литургия Преждеосвященных Даров в церковном календарном годе, а также в последний раз за богослужением читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. После них вплоть до самой Пятидесятницы верующие не преклоняют колена, кроме как перед Плащаницей, которая будет вынесена в Великую Пятницу.
Великий четверг (Чистый четверг)
Великий четверг является наиболее важным днем для каждого верующего человека, так как в этот день вспоминается установление Таинства Евхаристии, которая была совершена Самим Господом во время тайной вечери накануне иудейской Пасхи и Своей честной Смерти на Кресте.
Во время пасхальной трапезы Господь показывает Своим ученикам великие средства для достижения спасения – Евхаристию, то есть вкушение Тела и Крови Иисуса Христа. Поэтому в этот день во всех храмах Православной Церкви совершается Литургия свт. Василия Великого, за которой все верующие стремятся приступить к великим Дарам Бога падшему человечеству.
В этот день также православные христиане вспоминают пример смирения, показанный Спасителям, когда Он, будучи Богом, умыл ноги Своим ученикам, чтобы затем уже сами апостолы могли других научить этой добродетели, открывающей для нас спасительную благодать. Возможно, благодаря воспоминанию данного события очищения ног, а также лицезрению данного действия за архиерейским богослужением, верующие люди приходили домой и убирали свои дома, чтобы уже не заботить голову об очищении жилищ в последующие дни вплоть до Пасхи. В связи с этим в народном сознании данный день называется «Чистым четвергом».
В храмах с этого дня перестает петься тропарь «Се, Жених…», который мы слышали за всеми предыдущими богослужениями и он заменяется в четверг на тропарь «Егда славнии ученицы…». Вместе с тем за Литургией вместо Херувимской песни исполняется «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Как первое, так и второе песнопение полностью отражают всю суть событий, которые происходили две тысячи лет назад в Иерусалиме.
Великая пятница
В Пятый день страстной недели был совершен искупительный подвиг Христа. В этот день Церковь напоминает нам о добровольном шествии на крестную смерть Иисуса Христа. Это богослужение начинается с вечера четверга, когда совершается уникальная по своему чинопоследованию служба, центром которой становится чтение двенадцати Страстных Евангельских зачал, в которых раскрывается последние сутки земной жизни Спасителя.
В Пятницу с утра Литургия не совершается, но по церковной традиции верующие собираются на богослужение, которое имеет наименование «Царские часы». Эта служба, хоть и называется часами, но имеет ряд отличий от тех богослужебных часов, которые мы обычно слышим в храмах. Церковь предписывает читать не только псалмы, но и паремии, Апостол и Евангельские зачала, которые повествуют о страданиях Христовых. Каждый час посвящен воспоминанию последних суток земной жизни Христа:
- 1 час – событиям, предшествующим суду у Пилата: молению о Чаше, аресту и осуждению Синедрионом
- 3 час – осуждению Христа Пилатом
- 6 час – Распятию на Голгофе
- 9 час – Крестной Смерти Иисуса Христа и, совершающейся в глубинах преисподней, победе Бога над диаволом.
После службы верующие не прощаются с храмом надолго, так как в середине дня служится Вечерня с выносом Плащаницы. Эта служба еще раз напоминает нам о том, что происходило в этот момент на земле, и в мире духовном. Стихиры, Апостол, Евангелие показывают, что в то время как на земле все творение трепетало от ужаса и страха, и пребывало в печали от Смерти Бога, то в Преисподней же все колыхалось, как от ужаса поражения ада перед Богом, так и от радости ветхозаветных праведников.
В конце вечерни читается канон «Плач Пресвятой Богородицы», который показывает всю глубину отчаяния человечества от Смерти Спасителя, которое находилось в сердце Божией Матери. Она, как и все творение, не знала еще, что именно в этот момент совершается спасение всего человечества.
Этой печальной службой заканчивается богослужебный день Великого Поста, однако в суточном круге за ней следует еще Утреня, которая уже примыкает к Великой Субботе.
Плащаница на сутки до самого Пасхального богослужения остается на середине храма. На нее кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу с ладаном, постоянно воскуряющую фимиам. Все верующие в этот момент могут подходить и прикладываться к ней, совершая перед этим земные поклоны.
Суббота перед Пасхой
Великая суббота – последний день перед праздником Пасхи. День тишины и покоя. День, когда наше спасение уже совершено, но мы не знаем об этом, так как Спаситель еще во гробе.
Службы Великой субботы начинаются с вечера пятницы, когда за Утреней мы видим и радость, и скорбь. С одной стороны мы слышим тропарь «Благообразный Иосиф», который повествует о положении во гроб Спасителя, но с другой – тропарь «Егда снизшел еси» и «Мироносицам женам», которые говорят о действии Христа в аду и благовестии ангела женам-мироносицам о Воскресении. Под эти тропари выходят священники к плащанице и совершают проследование заупокойной 17 кафисмы с похвалами (припевами к стихам псалма, повествующими о Спасительном подвиге Христа), что символизирует соединение печали и радости. Затем читается канон, поется «Свят Господь», Великое славословие, а после его пения начинается Крестный ход с плащаницей под пение Трисвятого заупокойным мотивом. После того как люди возвращаются в храм происходит чтение Священного Писания: паремии, Апостола и Евангелие, в которых все говорит о восстании Иисуса Христа от гроба и о победе Его над адом и смертью.
На следующий день совершаются 3,6 и 9 часы, вечерня с Литургией Василия Великого, во время которой мы постепенно отходим от настроения скорби и переходим к радости Воскресения Христова. Священники сменяют богослужебные ризы: с фиолетовых на белые.
До Воскресения остаются считанные часы, которые мы должны провести в размышлении об этих событиях, поэтому Церковь призывает нас к молчанию, и вместо «Херувимской песни» поется «Да молчит всяка плоть человеча…».
После Литургии бывает освящение различных продуктов питания, которые затем окажутся на праздничном столе для празднования Светлой Пасхи.
Праздник Пасхи
Верующие прошли Великую Четыредесятницу, пережили события последних дней жизни Христовой и приглашаются в храм, чтобы стать соучастниками не только Страданий Христовых, но и радости Его Светлого Воскресения.
Примерно за полчаса до Пасхальной службы совершается последование, имеющее грустный настрой – совершение Полунощницы Великой субботы с пением канона «Волною морскую». После прошествия этой службы Плащаница переносится в Алтарь и полагается на престол. Воцаряется священная тишина, которая через пару мгновений, когда часы покажут полночь, прерывается пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и начинается Пасхальное богослужение, предваряющее Крестным ходом. Затем идет Пасхальная утреня с пением канона, пасхальных стихир и многочисленным повторением пасхального тропаря, чтение огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, совершение Часов Святой Пасхи, состоящих из песнопений, прославляющих Восстание от гроба господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Божественной Литургии. Можно много говорить о всей торжественности данного богослужения, но ни одно слово не сможет передать радость и ликование верующего сердца на весть «Христос Воскресе», поэтому все верующие стремятся оставить все дела и в эту ночь посетить храмы. Вся служба имеет лишь один смысл – прославление Спасителя, который Своей смертью избавил нас от проклятия и смерти, а Своим Воскресением даровал надежду на то, что мы также достигнем этого состояния победы и торжества.
Православные верующие готовились к этому событию весь Великий Пост, чтобы войти в радость Праздников Праздника и Торжества из Торжеств, однако эта радость должна быть сосредоточенной на Христе, поэтому важно на Пасху прийти в храм и принести с собой не груз печали и уныния, а чистое сердце и разум, чтобы все внимание направить на восприятие радости, а не на различные искушения и житейские переживания.
Символы Пасхи
Пасха, безусловно, важное событие всего года для христиан, поэтому столь значимый праздник не мог бы остаться без традиционных символов, которые сопровождают данное торжество.
Наверное, самой первой ассоциацией, которая возникает при слове Пасха, является благодатный огонь, который сходит по молитвам верующих в Великую субботу на месте Гроба Господня. Вынос благодатного огня из гроба символизирует выход «Света Истинного» из места Своего погребения для того, чтобы светить всем верующим и опалять грехи и все низменное в человеке.
Второй ассоциацией Пасхи является крашеное яйцо. В церковном сознании существует предание о том, что при проповеди вести о Воскресении Христа произошло чудо. Мария Магдалина, пришедшая к императору Тиберию, рассказала ему о восстании от гроба Иисуса, передав ему в качестве подарка куриное яйцо, как символа жизни. Император воспринял это, как шутку, и сказал: «Скорее яйцо станет красным, чем мертвец оживёт!». И Господь совершил чудо – яйцо покраснело. Увидев это, Тиберий заявил: «Воистину Христос Воскрес».
С тех пор символом Пасхи является красный цвет, в который облачают все в храмах. Он служит ассоциацией с Кровью Христовой, пролитием которой была дарована нам жизнь, а также с торжеством победы жизни над смертью.
Чем отличается Пасха у представителей разной веры
На протяжении истории Христианства от Православной веры, в силу определённых обстоятельств, отделялись различные группы людей и появлялись новые конфессии. Таким образом создались Католическая церковь и многочисленные Протестантские течения. Несмотря на то, что они также верят в Воскресение Иисуса Христа все же между конфессиями существует ряд отличий:
- Дата празднования Пасхи. Несмотря на тот факт, что православные и католики придерживаются одних и тех же правил при исчислении даты Воскресения Христова, все же зачастую эти даты разнятся из-за того, что используется разная календарная система: у православных – юлианская, а у католиков – григорианская. Протестанты празднуют Пасху, когда захочет та или иная община;
- Длительность поста. Западные христиане не предъявляют к своим верующим столь тяжелых испытаний для души и тела, поэтому поста либо нет, либо он ограничен очень малым промежутком времени. При этом пост для них в физическом плане заключается в ограничении количества приемов пищи, а вот полноценных постных дней без продуктов животного происхождения всего 15.
- Для католического и протестантского самосознания Пасха – второй по своему значению праздник. Откуда же такое мнение? Оно полностью исходит из их мировоззрения. В силу того, что человек в их богословии может спастись и без Крестной Жертвы Иисуса, а только благодаря Его соединению с человечеством. Для Православных же важен не только момент Боговоплощения, но и Искупления, так как человечеству нужна помощь в том, чтобы восстановить утраченную в грехопадении связь с Богом.
Пасха в современном мире
В современном мире, в том числе и в России, Пасху празднуют не только верующие люди, но также и те, кто не верит в Бога и тем более в Его Воплощение и Воскресение. Это ведет к тому, что Пасхальные торжества из области религиозной переходят в разряд светской: пасхальные кролики, концерты, специальное меню. Убедиться в этом можно проверив сколько рекламы от коммерческих структур приходит на почту и попадается в рекламных объявлениях. Современный мир стремится к тому, чтобы подменить смысл торжества.
Но важно помнить смысл того Великого события Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована нам надежда и радость на спасение.
Комментарии ()