В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Михаил Лермонтов
Как молиться правильно?
Одним из главных вопросов, который появляется у людей, впервые переступивших порог храма, как молиться правильно и какая молитва является самой главной, сильной, важной. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять что такое молитва.
С одной стороны, молитва – это особый текст, составленный святыми отцами, который Церковь призывает использовать христианам в своей духовной жизни. Еще можно сказать, что молитва это заповедь, которая содержится в Священном Писании и многих других творениях святых отцов.
Но с другой стороны, молитва – это разговор с Богом, способ богообщения, который необходим каждому из нас. Важно понимать, что когда мы молимся, то стоим перед Самим Богом, Господь смотрит на нас и видит, что и как произносим. Молимся, лишь бы исполнить быстрей молитвенное правило и отвязаться от него или же действительно обращаемся к Богу, как к нашему любящему Отцу?
Любое общение между двумя личностями регламентируется правилами и нормами, чтобы оно было максимально полезным. Расскажем об этом подробнее.
Во-первых, каждому человеку необходимо помнить, что для молитвы надо сосредоточить свое внимание на Боге. Как учат нас святые отцы:
Во-вторых, для молитвы необходимо соответствовать уровню Того, с Кем собираешься вступить в диалог. Для разговора с Богом нужно стать христианином, а главным показателем этого, является наличие раскаяния в своих грехах и присутствие любви к ближним. В Библии, в Нагорной проповеди, сказанной Иисусом Христом есть такие слова:
(от Матфея 5:23–24)
В-третьих, во время молитвы не нужно ожидать какого-то мгновенного эффекта в виде исполнения наших просьб, потому как не все наши просьбы бывают полезны для нас. Да и сами мы не всегда готовы к тому, чтобы увидеть Бога, поэтому Он являлся в исключительных случаях особым святым подвижникам благочестия.
Из этого всего вытекает целый ряд положений, которые перечислим кратко:
- Молитва – это способ вступить в общение с Господом Богом, а не попытка, произнесением словесных формул, направить Божественную силу на исполнение наших нужд. Молитва в православном понимании означает не какой-либо ритуал или практику, а взаимодействие с Богом;
- Молитва – не трибуна, с которой мы должны ставить ряд условий Господу, а диалог двух личностей, который должен быть наполнен любовью, благоговением и уважением;
- Молитва «работает» не тогда, когда с нами происходит какое-либо чудо, а в тот момент, когда мы духовно возрастаем от прикосновения к Источнику Жизни, то есть Богу;
- Молитва должна быть искренней, поэтому молитвы надо не читать, а проживать умом и сердцем;
- Молитва не должна сопровождаться потерей рассудка, внимания, трезвости, или же, наоборот, наличием каких-либо странных образов, так как это является следствием очень опасного духовного состояния, называемое прелестью.
В чем польза молитвы?
Наши прародители Адам и Ева до своего грехопадения имели величайший дар регулярного общения с Богом. Однако после великой трагедии во всей человеческой истории, люди лишились этой возможности, а также и того, что давало это богообщение, а именно тех благ, которыми человек обладал до своего изгнания из Рая. Первозданный человек был бессмертным, владычествовал над всем миром, разумным в высшей степени, свободным, но все это было следствием благодати, которую он получал от Бога в силу следования Его воле.
Стремление к Богу и общению с ним продолжало существовать в человеке, и в ответ на это Господь указал как этого можно достичь – через молитву. Поэтому, отвечая на вопрос о пользе молитвы, мы должны понять прежде всего, что она является нашей жизненной необходимостью, которая выражается в желании соединиться с Богом и вернуть утраченное.
Так как разрыв отношений с Богом произошел от уклонения от воли Творца, то значит польза и смысл молитвы заключаются не в разрешении неурядиц в жизни, а в том, чтобы Бог, через наше свободное обращение к Нему, сориентировал нас на послушание Ему. Из этого следует, что самая главная задача молитвы и, в некотором роде ее сила, заключается не в исполнении наших просьб, а в том, чтобы человек посредством прикосновения к источнику Благости смог понять одну истину – необходимо следовать воле Божией, которая, как об этом свидетельствует апостол Павел «благая, угодная и совершенная» (к Римлянам 12:2).
«Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося» – так писал один из западных богословов и философов. И эта мысль действительно раскрывает сущность молитвы. Бог как совершенное Существо знает все наши потребности, просьбы и желания, поэтому было бы странным обращаться к Нему с какими-нибудь нашими нуждами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) также повторил эту мысль, некоторым иным образом:
Однако, все же Церковь не запрещает христианам просить в молитвах у Бога каких-либо благ для своей жизни. Конечно, если человек использует молитвенные тексты святых отцов, эти просьбы направлены на дарование нам сил для ведения богоугодной жизни, но все же встречаются просьбы о подаянии нам «всего потребного» и как это не странно – Бог отвечает на это.
Святитель Николай Сербский в одном из своих писем духовным чадам говорил, что наши молитвенные просьбы необычайно важны для духовного совершенствования. Он приводил следующую аналогию:
Исходя из всего этого, стало понятно, что молитва – это один из основных способов нашего взаимодействия с Богом, которое важно для исправления нашего жития и изменения образа мыслей, без которых невозможно подлинное христианское совершенство, которое обозначается словом «обожение». Поэтому, например, для монахов молитва является одним из основных инструментов аскетического делания.
Почему нужно молиться каждый день?
Молитва является необходимой частью духовной жизни, именно благодаря молитве мы можем вступать в общение с Богом. А это свою очередь служит залогом нашего возрастания и совершенствования в духовной жизни, и ведет к спасению, укреплению нас в вере и в любви к Богу. Поэтому личный опыт молитвы намного важнее, нежели чтение книг о вере, так как первое приводит ко спасению, а второе дарует лишь теоретические знания о Боге.
проповедовал апостол Павел.
Благодаря молитве мы познаем Бога. А получение знаний о Нем является проявлением любви ко Господу, который привел нас в этот мир. Здесь уместно, наверное, привести аналогию, знакомую каждому, у кого был опыт любви к другому человеку. В период знакомства, на самых ранних этапах общения, когда мы еще не знаем какие знаки внимания можно оказывать, а какие нельзя, то самым ярким проявлением наших возвышенных чувств является постоянное познание другого.
Мы будем желать постоянного общения, задавать вопросы, интересоваться различными вещами, связанными с объектом нашей любви, чтобы не только удовлетворить свой интерес, но и показать важность человека для нас самих. Поэтому если мы совершаем такие действия в адрес человека, значит и по отношению к Богу наши действия должны быть такими же.
Вместе с тем, молитва не только помогает нам стать лучше, чем мы есть в настоящий момент, но и не стать хуже. Многие святые отцы советовали при нападении различных греховных помыслов, обращать свой ум к Богу. Это способствует тому, чтобы не наступали моменты душевного расслабления от забвения Господа, Его милостей, заповедей, напоминаниями о которых, исполнены молитвенные правила. Один из подвижников благочестия преподобный Исаак Сирин говорил так:
Какие бывают молитвы?
В процессе земного существования Церкви сохранилось много молитв, которые отражают те или иные движения нашей души. Традиционно следует разделять молитвы по своему содержанию на следующие виды:
Славословные или хвалебные
В этих молитвах мы прославляем Бога за все Его совершенства, которыми Он преизобилует. Православное вероучение свидетельствует о том, что мир был приведен в бытие для того, чтобы восхвалять Творца и через это делаться причастниками Его благодати. Митрополит Петр (Могила) пишет:
Ярким примером этого вида молитв служат акафисты, которые направлены на восхваление Господа Бога и святых угодников Его.
Просительные
В данном виде молитв, как следует из названия, мы выражаем свои различные нужды: телесные и духовные. Несмотря на то, что Бог и сам знает наши потребности, но Он не хочет нарушать свободу и вторгаться в жизнь человека без его просьбы. При этом указание на необходимость испрашивания у Бога помощи для разрешения различных трудностей мы находим в словах Библии, которые были сказаны Иисусом Христом:
(от Матфея 7:7–11). В каждой молитве, которая используется в домашней молитве или в соборной (то есть совершаемой при богослужении), имеются просительные элементы, о чем свидетельствуют слова-обращения «Отче наш».
Покаянные
В молитвах, которые относятся к данному виду, содержатся просьбы, обращенные к Богу о прощении наших грехов. Это молитва, в которой человек, понимая тяжесть своих грехов, искренне просит Господа отпустить их, и не наказывать его за них. Потому как только Господь может отпускать грехи, то святые отцы особенно обращают наше внимание на то, чтобы мы молили Бога за это.
Ярким образцом таких молитв служит 50 псалом, написанный пророком и царем Давидом после совершенного им злодеяния.
Благодарственные
Творец и Промыслитель о мире постоянно подает необходимое нам для духовного возрастания и наследования жизни вечной. Если в нашем мире мы всегда благодарим других людей за какие-либо дела, совершенные ради нас, то тем более мы должны делать это в адрес Того, Кто постоянно печется о нас и участвует в качестве Соработника в деле нашего спасения. Самой главной благодарственной молитвой является Евхаристическая молитва, которая произносится за Божественной Литургией.
Молитвенные правила
В современном мире мы ежедневно стараемся соблюдать определенные правила: правила дорожного движения, правила хорошего тона, так и в общении с Богом важно придерживаться молитвенных правил. Молитвенное правило - это последовательность обязательных молитв, которые ежедневно совершают верующие дома или в другом месте, помимо соборного богослужения в храме.
При этом стоит сказать, что молитвы были собраны в молитвенные правила не так давно: ранние упоминания относятся к XVII веку, а нынешний перечень, находящийся в наших молитвословах, был закреплен лишь в 1914 году.
В современной практике для мирян существуют 2 правила, к которым чаще всего обращаются верующие люди: утреннее и вечернее. Каждое молитвенное правило объединено одной темой и содержит молитвы различных видов. Таким образом, молитвенное правило составляет тот минимум, который важно совершать христианину в рамках совершенствования своей духовной жизни.
Утреннее правило
Название его происходит от времени совершения, так как каждый из нас чаще всего просыпается в это время суток. В молитвословах сказано, что его следует исполнять сразу после пробуждения, однако не будет большим грехом, если человек перед этим приведет себя в порядок: умоется, оденется, заправит кровать. Существует благочестивая традиция, что в семье все собираются на молитву в одно время. Поэтому конкретное время совершения его всегда индивидуально, самое главное, чтобы найти время для общения с Богом и попросить у него благословения на грядущие сутки.
Смысл утренних молитв
Самой главной темой, которая проходит нитью через все утренние молитвы, является испрашивание у Бога Его благодатной помощи для того, чтобы прожить этот день не поддавшись различным искушениям, нападающим на нас. Поэтому в текстах правил неоднократно встречаются просьбы к Богу о том, чтобы Он просветил наше сердце, ум и разум для совершения всех тех дел, которые нам предстоит сотворить. При этом данное просвещение не должно носить характер «гениального озарения» в области наших рабочих процессов, а должно подсказывать как поступать в тех или иных ситуациях (во время работы, отдыха и т.д.), чтобы не нарушать заповеди.
Вечернее правило
После завершения нашего времени бодрствования Святая Церковь призывает каждого христианина поблагодарить Бога за прожитый день, а также подвести его итоги и покаяться во грехах, которые были нами совершены. Несмотря на то, что они обозначены как «молитвы на сон грядущим» не совсем обязательно совершать их непосредственно перед сном, потому что это грозит рассеянностью ума от усталости, или же попросту оставлением данного правила из-за неожиданного приступа сна. Поэтому лучше совершить его пораньше, чем не совершить вообще.
Смысл вечерних молитв
Смысл вечерних молитв сводится к тому, чтобы попросить Бога отпустить нам грехи, которые были совершены нами в прошедшие сутки. Практически в каждой молитве лейтмотивом звучит покаянная мысль. Вместе с тем, мы также просим Его защиты во сне не только от различных напастей материальных, но и различных искушений в тот момент, когда мы особенно расслаблены. При этом общее настроение второй части данного молитвенного правила носит особенно покаянный характер, так как там приводится целый ряд аллюзий, которые раскрывают взгляд на сон, как на смерть.
Молитвы в течении дня
Задача нашей жизни быть в постоянном общении с Богом, чему способствует молитва, поэтому наша духовная жизнь не должна ограничиваться совершением молитвенных правил утром и вечером. По этой причине Церковь также составила особый перечень молитв, которыми христиане призваны молиться по различным случаям.
К таковым относятся молитвы перед и после вкушения пищи, молитвы перед началом и окончанием всякого дела, благодарственная молитва ко Господу и многие другие.
Молитва Господня
Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.
Молитва на благословение пищи и пития (читается сразу после молитвы ко Господу)
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.(И перекрестить пищу и питие)
Молитва после еды
Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.
Иисусова молитва
Особое место среди различных молитвословий, входящих в Священное Предание Церкви, занимает Иисусова молитва, которая звучит следующим образом: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», однако существуют и другие ее формулировки, например, самая краткая сводится лишь к двум словам: «Господи, помилуй».
В этой молитве мы произносим имя Христово, а через это и Самого Христа для того, чтобы Он участвовал в нашей жизни: через память о Нем, Он подавал нам трезвение ума, уберегающее от совершения грехов; через просьбу о помиловании, посылал Свою благодатную силу для спасительного, правильного и богоугодного прохождения поприща земной жизни; через наименование себя «грешным», прощал нам наши согрешения.
Таким образом, в этой молитве как бы заключены все виды молитв, о которых мы писали ранее.
Особенность такой молитвы заключается в том, что для ее творения не надо запоминать большое количество текстов, поэтому многие аскеты и подвижники творят ее параллельно с совершением различных дел, когда ум уже имеет навык сосредотачиваться на сути произносимых в уме слов. Порой это доходит до особого устроения ума, когда начинает совершаться человеком непрестанная молитва (в аскетической литературе имеет наименование «умной молитвы»). Поэтому можно найти много наставлений о ее совершении, направленных, прежде всего, монахам, но никто не запрещает и совершать ее обычным людям. Самое главное, чтобы это было для пользы души.
Нужно учиться молиться так, чтобы молитва была искренней, шла от самого сердца, потому как без молитвы жить невозможно, так же как, невозможно жить и спастись без Бога, и без Его Церкви. На подворье монастыря у нас ежедневно проходят службы и молебны, а на нашем сайте в разделе Заказ треб можно подать имена для молитв, или перейдя по ссылке
Комментарии ()