«Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!»
Апостол Петр
Святой апостол Петр родился в древнем “городе рыбаков” Вифсаиды, недалеко от реки Иордан. До встречи с Иисусом Христом носил имя Симон, имел жену и двоих детей. Как и многие жители Вифсаиды, вместе с младшим братом Андреем занимались рыболовством, был верующим, скромным и простым человеком, но тяжелая работа рыбака воспитала в нем сильный характер, волю и упорство, которые помогли ему в дальнейшей жизни апостола.
Младший брат Петра, Андрей, также был человеком верующим, и когда пророк Иоанн Предтечи стал проповедовать, Андрей в числе первых последовал за ним в надежде найти в его учении ответы на свои духовные вопросы. Во время крещения Иисуса Христа на реке Иордан святой пророк Иоанн Предтечи сообщил своим ученикам: “Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира”.И с того времени Андрей стал учеником Иисуса Христа, впоследствии который станет известен нам, как Андрей Первозванный.
Возвратившись домой, после беседы с Господом, Андрей первый сообщил благую весть, старшему брату Симону: Мы нашли Мессию”. После этого и Петр присоединился к ученикам Иисуса Христа. Согласно Евангелие, Иисус Христос дал Симону новое имя – Пётр, что в переводе с древнегреческого языка означает “скала, камень”: “Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтo свяжешь на земле, тo будет связано на небесах, и чтo разрешишь на земле, тo будет разрешено на небесах (от Матфея 16:17-19)
После сказанного Петр беззаветно поверил своему Учителю и оставив все, что связывало его с прошлой жизнью, не задумываясь, последовал за Иисусом Христом и был свидетелем многих его чудес.
Когда в день Пятидесятницы (Троицы) на апостолов сошел Дух Святой, Апостол Петр был наделен небывалой духовной силой и возможностью проповедовать слово Божие и, произнеся пламенную речь, исполненную любовью к Господу в первый же день обратил более 3000 людей в веру. С каждым днем и с каждой проповедью количество обратившихся к Богу становилось все больше и больше. Вот что значит благодать Божия, когда она проникает в самое сердце!
Петр совершал множество чудес, проходя с апостольской проповедью по израильской земле “и самая тень его имела целебную, чудотворную силу, поэтому, когда он шел куда, спешили выносить больных, чтобы хотя бы тень проходящего апостола осенила недужных и исцелила их» (Деян. 5:15–16).
В городе Лидде он возвратил здоровье человеку, восемь лет лежавшему в расслаблении. В городе Иоппии воскресил из мертвых девицу Тавифу (Деян. 9:33–41).
Апостол Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, “сила веры совершила чудесное и над Петром – он пошел по воде также чудесно, как шел сам Иисус Христос” но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Апостол Петр был единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным, кто защищал Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Но был он и единственным из учеников, трижды предавшим Христа. Предсказание о том, что Петр отречется от него, Иисус Христос сказал всем апостолам, во время Тайной Вечери, на что Петр, уверенно отвечал ему:“Господи! С Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти” Но “Иисус сказал: — Говорю тебе, Петр, не успеет сегодня и петух пропеть, как ты трижды отречешься от того, что знаешь Меня (от Луки 22:34). Так и случилось: не смотря на свои слова и клятву Петр трижды отрекся от своего Учителя во время ареста (от Матфея 26:34-35), испугавшись гонений и преследований. Но после того, как Петр услышал утреннее пение петуха, как и предсказывал Иисус, сердце Петра сжалось от стыда и понимания, что же он сотворил.Свое троекратное отречение от Христа апостол Петр омыл слезами: каждое утро с пением петухов, Апостол Петр, вспоминая свое малодушное отречение от Христа, начинал плакать. Это было его покаяние и трудный путь к прощению и восстановлению утраченной веры.
После Своего Воскресения Иисус Христос принял слезное и искреннее раскаяние Апостола Петра и признал его достойным первым увидеть Себя Воскресшего (от Луки 23-34). Трижды, по числу отречений, спросил он у Петра “Любишь ли Меня паче сих?” и трижды Апостол исповедовал свою искреннюю любовь к Богу (от Иоанна 21:15-17), за что Господь Иисус простил его и восстановил его в апостольском достоинстве.
С этого момента вера Петра, как и обещал Иисус сделалась камнем, лежащим в основе Церкви. Он стал проповедником и миссионером: учил слову Божию в Греции, Риме, Испании, малой Азии, Египте, Карфагене, крестил тысячи людей, исцелял больных и оживлял мертвых. И никогда больше апостол Петр не сомневался в своей вере и не отрекался от Христа, даже когда узнал, что его ждет мученическая смерть.
Людей, принявших христианство, становилось все больше, и проповедуя веру в Иисуса Христа, на христиан стали обращать внимание римские власти, которые обожествляя себя, требовали особого поклонения. Жители Рима, принявшие веру Христову отказывались поклоняться императору, за что были подвергнуты преследованиям и пыткам. Христиане, переживая, что апостол Петр также будем подвергнут пыткам и издевательствам, уговорили его покинуть город. Покидая Рим, Петр встретил Иисуса Христа, шедшего к нему навстречу. Удивленный, но с радостью в глазах бросился он на колени перед Господом. Спросив куда он направляется и услышав ответ: “В Рим, чтобы вновь быть распятым”, апостол Петр осознал, что пришла его очередь пострадать за веру. И, поднявшись с колен он смиренно вернулся в город, где был захвачен язычниками. Апостол Петр был распят на кресте. Считая, что он не достоин умереть той же смертью, что Иисус Христос, во время казни апостолу удалось уговорить палачей казнить его вниз головой.
Апостол Павел
Апостол Павел родился в Киликийском городе Тарс, будучи крупным промышленным и торговым центром, он был также крупнейшим центром науки, культуры и образования. Родители Павла были евреями, которые сначала жили в Риме, а потом переехали в Тарс, сохранив почетное звание римских граждан, поэтому и родившийся у них Paulus имел римское имя и римское гражданство. Здесь стоит отметить, что юридически римское гражданство давало Павлу множество привилегий, одно из которых: невозможность распятия на кресте. Но об этом чуть позже.
Родившись в семье евреев “обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев…” (к Филиппийцам послание ап.Павла, глава 3, стих 5) мальчику было дано имя Савл. Из послания к Филиппийцам (глава 3, стих 6) также становится понятным, что Савл “... по учению фарисей: по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочной”. Савл с детства был приверженцем иудаизма, и присоединившись к фарисеям получил хорошее образование в Иерусалиме, обучаясь в иудейской академии, под руководством мудрого раввина.
Закончив к двадцати годам обучение в академии, Савл стал лучшим среди воспитанников: владел греческим, древнееврейским и латинским языками, в совершенстве знал культуру и веру своего народа, понимал суть богословия и особенности философии. Благодаря этому стал еще более фанатичным приверженцем иудейства, готовым за нее положить свою душу.
В это время в Иерусалиме и его окрестностях, святые Апостолы уже проповедовали христианство. Из-за этого многие евреи, фарисеи и книжники ненавидели и преследовали христиан и проповедников. С ненавистью относился к святым пророкам и Савл, видя в христианстве опасность иудейству и считая истребление христианства своим долгом: «терзал Церковь, входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу», и однажды, став свидетелем жестокого избиения камнями своего родственника первомученика Стефана, не заступился за него, не сожалел о родной пролитой крови, а наоборот, одобрял его убийство.
Впоследствии, об этом этапе своей жизни он напишет в своем послании к галатским христианам (к галатам 1:13-14): «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Своей ненавистью к христианам Савл действительно отличался от всех остальных, и поэтому не успокоившись гонением христиан в Иерусалиме, он, получив полномочия от главного Синедриона на арест всех верующих в Христа, отправился в сирийский город Дамаск.
Дорога в Дамаск является переломной в жизни Савла: здесь его ждал Господь, чтобы обратить его сердце и сделать его верным апостолом. Об этом знаменательном событии в “Деянии святых апостолов” (глава 9:3-6) написано так:”...к братьям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних [христиан] привести в оковах в Иерусалим на истязание. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Я отвечал: «Кто Ты, Господи?» Он сказал мне: «Я Иисус, Которого ты гонишь...» И Он сказал мне: «Иди в город: и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.”
От неожиданного небесного видения Савл ослеп и поэтому его спутники под руки привели его в Дамаск. Три дня Савл не видел, ничего не ел и не пил. И эти три дня, с одной стороны были муками для Савла, но с другой стороны они стали его духовным перерождением к новой апостольской жизни. На третий день Савл был крещен “и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился.” (глава 9:18 “Деяния святых апостолов”)
С этого времени Савл-гонитель стал Павлом-проповедником и вся его дальнейшая жизнь была посвящена великой цели — проповедованию благой вести об Иисусе Христе «мудрецам и невеждам, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния». Совершая миссионерские путешествия в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и в других городах, апостол Павел проповедует веру в Христа, творит чудеса, но и терпит гонения от иудеев и язычников. Много раз Павел рисковал жизнью: его били палками и камнями, судили и заключали под стражу. Но несмотря ни на что апостол ни разу не пожалел о своем выборе, и о своей вере в Христа писал своим ученикам: “Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых”.
Апостола Павла арестовали в Риме, где на правах римского гражданина, его приговорили к смерти, путем отсечения головы. Согласно писанию, это произошло ровно через год после казни апостола Петра.
Праздник Святых Апостолов Петра и Павла
Когда празднуется день Петра и Павла
12 июля – день памяти святых апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. День памяти Петра и Павла относится к непереходящим, и его дата из года в год не меняется.
История празднования дня Петра и Павла
Первые упоминания о празднике относят к IV веку и связывают его с перенесением мощей апостолов Петра и Павла, которое состоялось в Риме 12 июля 258 года. Но со временем 12 июля стал рассматриваться, как день, когда «учителя среди учителей” апостолы Петр и Павел были казнены в Риме.
В 324 году при императоре Константине в Риме и в Константинополе появились первые храмы в честь святых апостолов Петра и Павла, и с того времени день памяти святых апостолов стал особо почитаемым и приобрел статус великого праздника.
Смысл дня Петра и Павла
“Величаем Вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия”
Нелегкий жизненный путь Святого Апостола Петра является показательным примером того, что даже после падения и ошибок, покаявшись в своих поступках, можно встать и снова последовать за Христом, и совершить то, что в полной мере станет искуплением вины. А житие Святого Апостола Павла служит настоящим свидетельством того, как благодаря всего одной встрече с Богом и действию его Божией благодати, человек из гонителя веры может стать ее проповедником и ярым заступником.
Иконы праздника Петра и Павла
«Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых первоверховных апостолов всегда будут сильны поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любви к Богу, если только захотим мы в них искать поддержки для себя, — писал священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской.
Святых апостолов Петра и Павла часто изображают вместе, как единых в вере до окончания земного пути, и их образы считаются самыми узнаваемыми.
Апостол Петр обычно изображен в образе пожилого человека, об этом свидетельствуют седые волосы и борода. В руках Петр держит свиток или книгу со Священным Писанием и ключи от рая. Павел изображен в более молодом возрасте, с темными волосами, хотя и с залысинами на голове. В руках также держит свиток или книгу со священным Писанием, как символ его образованности и мудрости. Ранее иконописцы изображали Петра с мечом в руках, как напоминание о его мученической казни.
Иногда можно увидеть иконы, на которых апостолы вместе держат храм, как знак их апостольских трудов по распространению слова Божия и укреплению Церкви. Или с посохами в руках, как память о многих дорогах, по которым они прошли ради проповеди Евангелия.
Молитвы
Тропарь апостолам Петру и Павлу (глас 4)
Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак апостолам Петру и Павлу
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.
Молитва святым апостолам Петру и Павлу
О, пресла́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, ду́ши за Христа́ преда́вшии и кро́вию ва́шею па́жить Его́ удобри́вшии! Услы́шите чад ва́ших моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се бо беззако́ньми омрачи́хомся и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, елеа́ же до́браго жития́ обнища́хом зело́ и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О си́льнии! Понеси́те не́мощи на́ша, не отлуча́йтеся ду́хом от нас, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием ва́шим нас защити́те, да поми́лует Госпо́дь всех нас, моли́тв ва́ших ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же честь и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва святому апостолу Петру
О, святы́й Пе́тре, вели́кий апо́столе, самови́дче и сотаи́нниче Бо́жий, всемо́щною десни́цею Учи́теля твоего́ прия́тый из вод волну́ющихся и кра́йняго потопле́ния свобо́ждшийся! Не забу́ди и нас убо́гих, в ти́не грехо́вней погря́зших и волна́ми жите́йскаго мо́ря обурева́емых: пода́ждь нам твою́ ру́ку кре́пкую, помози́ нам и удержи́ нас от потопле́ния во страсте́х, похоте́х, лжах и клевета́х. Сотвори́ и ты с на́ми ми́лость, тебе́ от Го́спода явле́нную, да не в сомне́нии и малове́рии изги́бнем. Научи́ нас, учи́телю наш, пролива́ти сле́зы покая́ния, да пла́чем го́рько о дея́ниих на́ших в ве́це сем. И а́ще твоя́ сле́зы, в покая́ние излия́нныя, ми́лостию Свое́ю покры́ Госпо́дь и Учи́тель твой, испроси́ и нам, со дерзнове́нием апо́стольским, проще́ния во гресе́ ежеча́снаго. Град сей, ко святы́м стопа́м твои́м пове́рженный, сохрани́ и от прилуча́ющихся ко́зней лука́вых врага́ спасе́ния на́шего огради́; воздви́гни твои́ преподо́бнии ру́це ко Го́споду за наро́д наш, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем до часа́, в о́ньже и́мать призва́ти нас Влады́ка Госпо́дь, наш Судия́ нелицеприя́тный. Ты же, о всехва́льный апо́столе, не отве́ржи во́пля на́шего и стена́ния к тебе́, но заступи́ нас пред Христо́м, твои́м Учи́телем, да непреста́нно сла́вим Его́ милосе́рдие к нам, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва святому апостолу Павлу
О, святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго (имя), возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех храмаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Комментарии ()